Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и зарубежных стран Историко-филологического факультета Челябинского государственного университета.
Преподает на направлениях подготовки:
- История;
- Международные отношения;
- Политология;
- Реклама и связи с общественностью.
Специализация:
- История Древней Греции и Рима;
- Историография и источниковедение;
- Политический анализ.
О себе:
Увлечение историей (прежде всего, историей древнего мира) началось с детства во многом благодаря случайному попаданию в археологический кружок во Дворце пионеров и школьников им. Н.К. Крупской. С 12 лет ежегодно выезжал в экспедиции, которые, с одной стороны, являлись веселым времяпрепровождением, но с другой – формировали представления о древнем Урале через материальный источник (раскапывали, в основном, поселения бронзового века). После прочтения книги Керама «Боги. Гробницы. Ученые» стал интересоваться древностями Востока и Греции. Когда пришло время выбирать специальность и поступать в университет, истфак мне показался наиболее интересным: хотелось стать ученым, открывать неизведанные страницы прошлого, работать с вещественными остатками, читать письменные источники (читал тогда с упоением художественную литературу об эпохе Петра Великого). Ощущения прикосновения к древним артефактам незабываемы, эти вещи манят и пленят, привлекают внимание, подталкивают постоянно к их изучению. Во многом, представления о работе историка тогда были романтизированы. Но годы учебы в университете позволили понять, что история – не просто роман, или набор фактов (как сегодня, к сожалению, её понимают большинство школьников) – это кропотливая, вдумчивая работа с самыми разнообразными источниками, которые позволяют тебе понять Человека прошлого, его мысли, переживания, заботы… Сам Человек как социальное существо прежде всего должен стать объектом изучения историка. Приобретенные знания позволяют лучше разобраться в себе и окружающих людях, понимать мотивы и следствия их поступков, характер их действий, предвидеть негативные моменты...
На 3 курсе окончательно определился с темой будущей дипломной работы (во многом под влиянием моего научного руководителя к.и.н. Ильи Эдуардовича Любчанского)– античная история. Тогда меня интересовала проблема восприятия греческого полиса греческими и римскими авторами. В 2008 г. поступил в аспирантуру по кафедре истории древнего мира и средних веков Ставропольского университета по специальности «Всеобщая история» (научный руководитель – д.и.н. Александр Павлович Беликов). В 2012 г. в Институте всеобщей истории Российской Академии наук защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую антиковедческой школе М.С. Куторги (специальность – Историография, источниковедение и методы исторического исследования). В Челябинском государственном университете работаю с 2007 г. Являюсь научным руководителем студентов, специализирующихся по истории древней Греции и Рима.
Область научных интересов – античная история, источниковедение античности, история науки об античности.
Список публикаций А.М. Скворцова за 2010 – 2015 гг.
В изданиях ВАК
- Скворцов А.М. Антиковедение в первое десятилетие советской власти: время эксперимента // Вестник Челябинского государственного университета. История. 2013. № 30 (321). Вып. 57. С. 114 – 119.
- Скворцов А.М., Гришина Н.В. Историческое образование в первое десятилетие советской власти: основные векторы развития // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «История» 2015. № 2 (357). Вып. 62. С. 49 – 56.
- Скворцов А.М. Секция древней истории РАНИОН как центр антиковедения 1920-х гг. // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «История» 2015.
Прочие публикации:
- Скворцов А.М. Подготовка и защита магистерских диссертаций в XIX в.: опыт учеников М.С. Куторги // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира: сб. ст. / Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова. СПб., 2010. Вып. 9. С. 451–468.
- Скворцов А.М. Судьба антиковедческой школы М.С. Куторги // История и историки в пространстве национальной и мировой культуры XVIII – начала XXI века. / Отв. Ред. Л.П. Репина. М., 2011. С. 103–105.
- Скворцов А.М. М.С. Куторга: становление ученого-антиковеда // История и историки в пространстве национальной и мировой культуры XVIII – XXI веков: Сб. ст. / Под ред. Н.Н. Алеврас и др. Челябинск, 2011. С. 153 – 164.
- Скворцов А.М. Научная школа в отечественном антиковедении: М.С. Куторга и его ученики. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М.: ИВИ РАН, 2012.
- Скворцов А.М. Заграничные командировки как этап профессиональной подготовки антиковедов (на примере научной школы М.С. Куторги) // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. / Под. Ред. Э.Д. Фролова. СПб., 2012. С. 403 – 418.
- Скворцов А.М. Н.А. Астафьев и В.В. Бауер: два «потерянных» ученика М.С. Куторги // Мир историка: историографический сборник / Под ред. В.П. Корзун. Омск, 2013. С. 9 – 22.
- Скворцов А.М. Отечественные антиковеды 1920-х гг.: идейные и методологические поиски // Историк в историческом и историографическом времени: Материалы международного форума. Казань, 2013. С. 62 – 65.
- Скворцов А.М. «История Греции» Дж. Грота: британская политическая система сквозь призму античности // Челябинский гуманитарий. 2014. № 3 (28). С. 115 – 119.
- Скворцов А.М., Кондрашук Р.А. Античное наследие в политической и колониальной практике Британской империи: У. Митфорд как идеолог «нового империализма» // Челябинский гуманитарий. 2014. № 4 (29). С. 77 – 85.
- Скворцов А.М. Роль ГАИМК в становлении советского антиковедения // Материалы Всероссийской конференции «Диалог культур и цивилизаций». Тобольск, 6-7 марта 2015. Тобольск: Издательство Тобольского филиала ТюмГУ, 2015. С. 69 – 72.