Поздравляем студентку 4 курса историко-филологического факультета ЧелГУ Софью Трушникову с победой в конкурсе научно-исследовательских проектов, который состоялся в рамках Пятого международного молодежного конвента УГИ УРФУ, г. Екатеринбург (научный руководитель канд. ист. наук, доц. И.М. Нохрин).
Проект Софьи был посвящен изучению постколониального националистического дискурса на примере Нигерии и назывался «"Нигериец" как ключевое понятие национального дискурса в Нигерии в 1960-ых гг». Целью исследования было определить, как формировалась национальная идентичность в национальном дискурсе Нигерии посредством концепта «нигериец». Источниковую базу составили произведения нигерийских интеллектуалов, речи политических деятелей Нигерии. При работе применялись метод дискурс-анализа и теория национализма.
Софья рассказала о содержании своего проекта:
До 1930-ых гг. со словом «нигериец» в Нигерии практически никто себя не идентифицировал. Но с 1960-ых гг. на государственном уровне стали создаваться символы единой нации: герб, гимн и др. В них происходило сочетание разных аспектов местных культур. Слово «нигериец» стало появляться в речах государственных деятелей. Оно использовалось, чтобы подчеркнуть единство целей и ценностей, которые продвигали политики. При этом «нигериец» не наделялся определенными характеристиками, кроме стремления к братству и сотрудничеству, а основные политические силы защищали интересы конкретных регионов и этносов, на основе которых формировались. В 1951 г. в речи Обафеми Аволово обращался к националистам Западной Нигерии. Его речь показывала преобладание региональной самоидентификации над национальной. В 1961 г. он говорил, используя слово «нигериец», о важности строительства нации и опасности доминирования одних регионов над другими. Так национальный дискурс все больше вписывался в политическую повестку, он становился инструментом в борьбе за власть, а не показателем самоидентификации людей. У нигерийских интеллектуалов в 1960-ых гг. слово «нигериец» использовалось редко. Однако в их текстах отображалось стремление к объединению населения, созданию у них единого представления о себе. Ч. Ачебе замечал, что слово Нигерия начинало приобретать смысл только заграницей в окружении чужой культуры. Именно в документах европейских политиков «нигериец» использовался наиболее уверено. В парламенте Великобритании о населении Нигерии говорили не иначе как о единой нации. Итак, национальная риторика, отражавшаяся в речах нигерийских националистов и государственных программах, была инструментом в борьбе за власть в Нигерии, так как соответствовала европейскому, международному представлению о самоидентификации населения современных государств, да и современном государстве вообще как "государстве-нации".
Поздравляем Софью и желаем ей дальнейших успехов!