Магистрант-историк 2 курса Нелли Агуникян приняла участие в летней школе «Пространственный поворот не туда?: диалог дисциплин», которая проводилась в Тюмени 23 – 28 августа при поддержке гранта Правительства РФ «Человек в меняющемся пространстве Урала и Сибири» и РНФ в рамках совместного проекта ВШЭ и ТюмГУ “Поздне/Постсоветское: ценности, практики, акторы”.
Вот, что Нелли рассказала о своём опыте:
Ф. Бродель, Л. Лефевр, М. Фуко и другие исследователи рассматривали пространство как часть общественных отношений. Пространственный поворот поменял восприятие времени и пространства, пытаясь утвердить новое значение пространства в его взаимодействии с временем и социальными структурами. Дополнительную актуальность пространственного поворота можно связать с развитием постколониальной теории, которая ставит под сомнением привычные понятия «Восток», «Запад», «Север», «Юг», «Центр», «Периферия». Однако по большей части дискуссии о роли пространства при изучении того или иного общества происходят не в России. Центральной исследовательской темой летней школы стал тезис о том, что идеи и концепции «пространственного поворота» можно было бы плодотворно применять и исследователям Северной Евразии, сделав особый акцент на осмыслении пространств таких регионов, как Урал и Сибирь.
Ключевыми спикерами школы выступили Марк Бассин (Университет Сёдертёрна, Университет Уппсалы, Швеция) и Энди Бруно (Университет Северного Иллинойса, США), Борис Степанов и Александр Дмитриев (НИУ ВШЭ, Москва) и другие ведущие эксперты
К участию в работе школы был приглашены представители как социально-гуманитарных дисциплин (история, антропология, социология, политология, философия), так и естественнонаучных (география, биология, экология). Историко-филологический факультет ЧелГУ представляла магистр первого курса Агуникян Нелли.
Участники летней школы из Национального исследовательского университета «ВШЭ» Москвы и Санкт-Петербурга, Центрально-Европейского университета Будапешта и Вены, Nottingham Trent University Великобритании, Уральского Государственного Архитектурно-Художественного Университета представляли свои работы в рамках таких направлений как «подходы и методы в анализе пространства и их применение на материалах Урала и Сибири», «природа как «естественное» пространство на Урале и Сибири» «культурные ландшафты, окружающая среда и рукотворные объекты», «геоинженерные проекты и их роль в преображении пространств Урала и Сибири», «роль пространства в формировании идентичностей и субъектностей».
В рамках летней школы участники не только обменивались мнениями и опытом, но также участвовали вместе с сотрудниками сетевого исследовательского центра «Человек, природа и технологии» в изучении пространства трех парков Тюмени: «Затюменского экопарка», «Гилевской рощи» и «лесопарка им. Ю.А. Гагарина». Впервые в честь проведения летней школы в очном формате приглашенный спикер Энди Бруно и руководитель исследовательского центра «Человек, природа, технологии» Александр Сорокин посадили ель.
Ведущие специалисты исследовательского центра «Человек, природа, технологии» и приглашенные спикеры поделились своим научным опытом в области пространственных исследований, обсудили методологические рамки и концепции, а также помогли выбрать самые перспективные направления для развития исследовательских работ участников.