Команда исследователей историко-филологического факультета ЧелГУ, в которую вошли Наталья Владимировна Гришина и Артём Михайлович Скворцов, а также выпускница нашего факультета Ксения Белик, под руководством профессора Наталии Николаевны Алеврас выиграли грант Российского научного фонда на проведение исследований по теме "Диссертационная культура научного сообщества советских историков 1920-1950-х гг.: адаптация дореволюционного опыта и поиски новой модели подготовки историков".
Тема диссертационной культуры в исторической науке уже не первый год разрабатывается нашими учёными. В интервью порталу "Научная Россия" Н.В. Гришина отметила, что тема, сформулированная российскими авторами как «диссертационная культура», закладывалась "как некий научный тренд еще на рубеже XX-XXI вв. Именно тогда в стенах Челябинского госуниверситета по инициативе Наталии Николаевны Алеврас стало формироваться историографическое сообщество челябинских историков, ориентированное на реализацию идей культурной и интеллектуальной истории".
"Диссертационную культуру мы позиционируем как органичную часть университетской системы, рассматривая ее как некий неотъемлемый локус общей университетской культуры. Заданный ракурс дал возможность уловить в ее структуре этот ранее в университетологии не замеченный элемент. Но он был наделен своей особой функцией и обеспечен соответствующей нормативной базой, более всего выраженной системой сменяющих друг друга Положений об ученых степенях (1819-1864). Феномен диссертационной культуры, как уже замечено, тесно сопряжен со схоларными процессами. Он включает в себя весь событийный и смысловой спектр явлений, связанных с созданием диссертационных исследований, возникновением диссертационных историй, происходящих в контексте обстоятельств нормативного и неформального происхождения, а также разнообразных, в связи с этим, научно-организационных процедур и жизненных перипетий представителей научного сообщества".
Говоря о планах на будущие исследования, наши учёные отмечают, что «в раннесоветский период после отмены ученых степеней и званий в 1918 г., система присуждения ученых степеней была искусственно разрушена. Ее восстановление происходило постепенно: в 1920-е гг. дискутировался вопрос о степени доктора, в начале 1930-х гг. появилась Высшая аттестационная комиссия, в 1934 г. была введена степень кандидата наук. Но эти перипетии не привели к разрушению диссертационной культуры как совокупности научных ценностей, формировавшихся еще в дореволюционное время, и как проявления власти ученых в деле оценки научных трудов и вхождения их соискателей в круг «своих». "Об этом свидетельствуют многочисленные диспуты, проводившиеся в 1920-е гг., когда нормативная сторона присуждения ученых степеней отсутствовала. В этот период диспуты имели в первую очередь символическое значение, их можно рассматривать как своеобразные обряды инициации неофитов. Организация и участие в таком диспуте не давали ученой степени, но обеспечивали признание научных идей среди коллег по цеху, делали соискателя видимым в научном сообществе. Подчеркнем, что в 1920-е гг. диспуты организовывались со всеми элементами защит диссертаций, существовавших до 1918 г.: публикация и рассылка текста диссертации, объявление о защите, оппоненты и их отзывы, признание защиты удовлетворительной. Отсутствовал единственный элемент – присуждение ученой степени».
Тем не менее, временной разрыв в нормативной стороне диссертационной системы, по словам Н.Н. Алеврас и Н.В. Гришиной, «был не таким уж большим, чтобы забылась ее практическая сторона. Когда на рубеже 20- 30-х гг. XX в. заговорили о необходимости ее восстановления, видимо, не стали «изобретать велосипед». По большому счету советская диссертационная система создавалась по прежде действовавшим дореволюционным правилам. Это подтверждается нормативными актами 1937 и 1938 годов, а также изученными нами некоторыми стенограммами защит диссертаций, осуществленных на рубеже 30-40-х гг. XX в. Единственным нововведением, которое со временем стало приобретать все большее значение, стала централизация этой системы и утверждение приобретения соискателем ученой степени ВАК. Конечно, дьявол кроется в мелочах. И этот момент централизации и бюрократизации в ряде случаев затмевал научную составляющую диссертаций и диспутов. Стало важнее соблюсти все формальные процедуры, представить идеологически и идейно выдержанное произведение с апробированной системой аргументации и привычным понятийным аппаратом. Как нам представляется, именно эта сверхформализация стала основным мотивом недавнего реформирования диссертационной системы.
Поздравляем нашим учёных и ждем новый публикаций!