В рамках прошедшей 30 марта-1 апреля методической школы для учителей истории и обществознания декан историко-филологического факультета Наталья Владимировна Гришина представила в Законодательном собрании Челябинской области новый учебный курс "Историческая наука в годы Великой Отечественной войны: институциональная трансформация, практики преподавания и конструирование образов прошлого".
Данный курс разрабатывается при поддержке Стипендиальной программы Благотворительного фонда Владимира Потанина, которая выделяет гранты преподавателям магистратуры на разработку и внедрение новых образовательных программ, курсов и методик обучения.
Новый учебный курс направлен на то, чтобы показать студентам-магистрантам, как во время Великой Отечественной войны историческая наука продолжала выполнять свои функции, от научно-познавательной до социально-просветительской.
Необходимость в создании такого курса Наталья Владимировна прокомментировала так:
Несколько лет назад Министерство науки и высшего образования РФ начало проводить мониторинг о темах научно-исследовательских работ студентов, посвященных проблематике Великой Отечественной войны. Именно тогда мы обнаружили, что эта тема, к сожалению, мало интересует студенчество. Размышления о причинах такой незаинтересованности показали, что, во-первых, для многих ребят события 80-летней давности являются глубоким прошлым и не вызывают эмоционального отклика; во-вторых, обращаясь только к фактической, событийной стороне войны, сложно привнести в исследование научную новизну; наконец, в-третьих, нынешние студенты относятся к поколению, которое стремится лучше понять себя, опираясь на историю, найти ответы на вопросы о современном устройстве общества.
Тогда стало понятно, что необходимо перестраивать преподавание истории Великой Отечественной войны и научно-исследовательскую работу студентов.
В рамках нового курса обучающиеся магистратуры познакомятся с институциональным, социальным, политико-идеологическим аспектами развития истории как науки в годы войны; с тем, какие исторические образы, как, почему и по каким каналам транслировались обществу; какие исторические личности, события, сюжеты актуализировались; какие темы изучались в историческом образовании и научных диссертациях; как взаимодействовали историки, государство и общество.