Близится конец семестра, а, значит, и сессия. Но не всегда это бесконечные списки вопросов, иногда экзамен становится необычным увлекательным проектом. В этом семестре студенты 2 курса магистратуры по направлению "История" получили необычное задание и поделились своими исследованиями с самой широкой публикой. Это стало возможно в рамках курса "Публичная история", который ведет кандидат исторических наук, доцент Андрей Петрович Романов. Каждый студент опубликовал статью, нацеленную на широкую аудиторию. Проект набрал суммарно 14 тысяч просмотров!
Как объясняет Андрей Петрович Романов, "во-первых, публичная история занимается трансляцией исторического знания понятным языком. Это рассказ и действия, с помощью которых история выносится за рамки академических проектов. Во-вторых, учёные в рамках публичной истории говорят не только с коллегами, но и с любыми читателями и слушателями. Историки становятся консультантами сериалов, сколько уже копий сломано в дискуссиях об историчности «Игры престолов». Некоторые даже публикуют научные статьи в виде комикса. Другие создают масштабные исторические парки, соединяя историческое знание с развлечением и туризмом.
И третье, историки, практикуя публичную историю, не просто транслируют своё знание, но призывают публику к диалогу, включая в него носителей исторической памяти – очевидцев исторических событий и просто любых желающих".
Вот что рассказали сами студенты:
Егор Кокшаров (статья "Нельвана защищает аборигенов и создает нацию"):
Впервые я узнал о дисциплине «публичная история» ещё на втором курсе бакалавриата. Узнал, подумал, что это интересно. И забыл. А зря. Потому что этот курс, прочитанный А.П. Романовым, оказался полезным. Меня и моих одногруппников заинтересовала "публичная история", её развитие и проблемы.
Более того, как это показал проект, завершающий курс, "публичная история" оказалась интересной не только для студентов. Например, после публикации наших научно-популярных статей, мне пришло множество отзывов как о самой работе, так и советов по улучшению своего письменного языка. Некоторые заинтересовались темами, представленными в нашем проекте. Кто-то спросил литературу по нашим научным работам. Некоторые даже заинтересовались самой "публичной историей" и попросили литературу по этой теме. И конечно же, некоторые люди писали, что ждут от нас продолжения! Поэтому я очень надеюсь, что в следующем семестре курс Андрея Петровича Романова выберут снова, и будет "второй сезон" статей, написанных в жанре "публичная история"!
Людмила Боронина (статья "Аллаки - объект культурного наследия или место силы?"):
Бытует мнение, что экзамен – это сложно, волнительно и, если честно, не очень приятно. Переживаешь, что за билет попадется, будут ли дополнительные вопросы, какая будет обстановка, настроение экзаменатора, не вывалится ли пятак из-под пятки? Однако талантливые преподаватели историко-филологического факультета не дают студентам впадать в грех уныния: в этот раз для сдачи экзамена в рамках курса по «Публичной истории» нужно было принять участие в необычном проекте. За 5,5 лет обучения в нашей группе было огромное множество интересных работ, семинаров, контрольных мероприятий и пр, и пр. При этом так весело писать статью для экзамена, как в этот раз, не было никогда. Каждый из участников стремился реализовать все свои сумасшедшие идеи, которые невозможно или очень сложно применить на практике при работе с классическим академическим письмом. Все старались написать свои тексты доступно и понятно для всех, предоставить такие визуальные материалы, чтобы информация сама запоминалась читателем, без усилий. Но самое приятное в том, что мы при этом занимались научной деятельностью.
Думаю, эксперимент, предложенный нашим наставником, Андреем Петровичем Романовым, нужно считать успешным, и необходимо повторять в рамках курса. Необычный формат рождает у студентов еще больше интереса к темам, которые они для себя выбрали в рамках подготовки магистерской диссертации, а тот факт, что оценивал работы не только преподаватель, но ещё и уважаемая публика, значительно повышает уровень ответственности за качество предоставляемых к публикации материалов.
Алина Ботова (статья "Челябинск-милионный"):
Первый раз за шесть лет нашего обучения экзамен проходил в таком формате. Нас всегда учили писать свои мысли в "классическом стиле", чтобы это было понятно, прежде всего, научному сообществу. Мы редко задумываемся о том, что большинство людей не имеют даже малейшего понимания о чем пишут историки сегодня. Наша задача была объяснить это на примере своих тем. Очень долго подбираются слова, долго мысли складываются в простые предложения, но результат был прекрасным. Надеюсь, что такой "публичной истории" станет еще больше.
Дмитрий Исупов (статья "Как арабы уничтожили великую автомобильную эпоху Америки"):
Проект “Публичная история” в ЧелГУ - великолепный опыт в вопросе становлении магистрантов полноценными исследователями истории. Целью было научиться делать исторический контент для всех. Сложность заключается в невозможности использования специфичных, устоявшихся выражений, которые понятны не всем. Нужно уметь удерживать публику путем упрощения, грамотного построения предложений. Создать такую статью, которую поймет любой. Думаю, мы достигли результата. Мой отец, оператор тепловой сети сказал: “Отличные статьи. Если я все понял, то другие точно поймут”.
Иван Вдовкин (статья "Нас мало, но мы в тельняшках: зачем на Южном Урале попытались готовить матросов?"):
История представляет собой совокупность пространственно-временных измерений, подвергающихся анализу со стороны исследователей. Немалая часть затронутых тем обладают значительным потенциалом для массового распространения среди широких масс. Однако как реализовать данную идею, если индивидуум не располагает свободным временем и необходимым комплексом знаний, требующихся для создания целостного восприятия сформулированной проблемы?
В таком случае на помощь приходит специалисты по публичной истории. Они способны доступным и понятным языком объяснить читателю любую узкоспециализированную тему, будь то оборонно-массовая работа в послевоенный период или образ предпринимателя в постсоветской карикатуре. Профит получают все: исследователю – внимание и уважение, читателю – качественный досуг, исторической науке – новые поклонники. Всем рекомендую.
Тимур Даутов (статья "Советский бизнесмен: где твои трость и цилиндр?"):
Проект создан по инициативе Андрея Петровича Романова. Проект относился к «Публичной истории». В данном проекте мы как юные ученые должны были отредактировать научные статьи, которые написаны сухим научным языком, в статью журнального типа, к примеру, как статья журнала «Дилетант». Созданная статья может доступна не только людям, тесно связанным с наукой, но и человеку, который далек от истории. Сам проект нацелен на то, чтобы расширить кругозор и возможности применения своих способностей как ученого. Стоит сказать, что проект научил стилизовать текст под журнальную колонку и уходить из зоны академического текста. Такие «ученые», назовем их так, которые ушли от академичности, могут привлечь внимание к сложному прошлому и найти адекватный язык для разговора о нем с публикой.
Лаура Тарасова (статья "Британский кабмин рассматривает рабочий вопрос после Великой войны"),
Анара Нуржанова (статья-комикс "Суфражистки. Как стать воинствующей истеричкой!").
С интересом будем следить за дальнейшими публикациями наших студентов!