Когда мы вспоминаем Дни славянской письменности и культуры, то вспоминаем Дни памяти святых Кирилла и Мефодия. Это, прежде всего, день 24 Мая.
История этого замечательного дня связана с рождением кирилловского письма и церковнославянской письменности в 863 году н.э. Эта дата весьма символическая, сохранившаяся в древнецерковнославянских письменных памятниках.
Так, в Успенском сборнике XII века есть слова:
«Ѩви Богъ философу словѣнскы книгы, и абие устроивъ письмена и бесѣду съставль, пути сѧ ѧтъ моравьскааго».
В этом отрывке слово «книгы» означает не просто книги, но и священныя християнския книги и буквы, письмена. Тогда по-русски получается следующее:
«Явил Бог философу (т.е. Константину) славянские буквы (а с ними и священные книги), и тотчас он, устроив письмена и беседу (Евангельскую) составивши, отправился в (дальний) путь к моравам». Дополним не вполне ясный для современных читателей текст историческим пояснением.
До 863 года Константин философ учился в Царьграде (или Константинополе) столице Восточной Римской империи, затем участвовал в дипломатических восточных миссиях, поскольку знал хорошо арабский, арамейский, самаритянский языки, работал при царском дворе библиотекарем и преподавателем. В 860–х годах находился на послушании в знаменитом монастыре св. Полихроона, славившемся искусными иконописцами, переписчиками и изготовителями великолепных богослужебных книг. Там же вместе со старшим братом Мефодием и своими учениками Ангеларием, Гораздом, Климентом, Саввой, Марином Константин трудился над библейскими переводами, дабы достойно их переложить на церковнославянский язык. Эти великие люди, о которых мы говорим сегодня, по рождению, воспитанию и образованию были кровно и духовно связаны с греко-славянской культурой.
В Моравию (где земли современной Чехословакии) добролюбивые братья отправились по благословению Константинопольского патриарха Фотия. Так началась одна из христианских миссий, которыми славилась тогдашняя Ромейская империя (или Византия). Люди эти много потрудились на ниве просвещения и неустанного делания добра.
Своё вечное имя Кирилл наш Константин получил накануне своей кончины в Риме в 869 году 14/27 февраля. Там же он был пострижен в монахи, и, приняв святое причастие, 42-х лет от роду отошёл в мир иной.
Важно отметить, что древнее сознание придавало большое значение символам, знакам Промысла, сопровождавшим человеческую жизнь.
Святые братья много потрудились на ниве просвещения: перевели с церковногреческого на церковнославянский язык Псалтырь, Божественную Литургию, книги Нового и Ветхого Завета, молитвы и многое другое. Всё это явилось для славян не напрасно, ведь они были и остаются самым многочисленным культурным племенем (а теперь языковой семьёй) Европы. Эти книги стали для них источником христианского Просвещения, основой духовной памяти, сохранившейся в современном живом церковнославянском и частью в русском языке.
Эта особая и великая тема для нашего российского народа остаётся и развивается по настоящее время.
История празднования 11/24 Мая – дня памяти Первоучителей славянских Кирилла и Мефодия весьма поучительна и немного драматична.
Приблизительно с XVI века на Руси забывается великий этот день, что было вызвано отрицанием и ревнованием к католическому Риму, поскольку именно в Риме в церкви Сан-Клементе покоятся мощи св. Кирилла, и в Европе имена этих святых также почитаются много столетий.
Только в 11 Мая (ст.стиля) 1862 года русская общественность возобновила чествование св. Первоучителей славянских, и в этом заслуга наших и чехословацких филологов, прежде всего Ивана Сергеевича Аксакова и Вацлава Ганки, Павла Йозефа Шафарика и историка Михаила Петровича Погодина.
Через семь лет, 11-е мая 1869 года, Фёдор Иванович Тютчев написал по случаю празднования памяти славянских просветителей святых Кирилла и Мефодия в славянском благотворительном обществе удивительные стихи:
Нас всех, собравшихся на общий праздник снова,
Учило нынче нас евангельское слово
В своей священной простоте:
«Не утаится Град от зрения людского,
Стоя на горней высоте»++.
Будь это и для нас возвещено не всуе –
Заветом будь оно и нам,
И мы, великий день здесь братски торжествуя,
Поставим наш союз на высоту такую,
Чтоб всем он виден был – всем братским племенам.
++ Ср.: Мф. 5: 14.
В 1918 году атеистическая пропаганда прерывает общероссийское празднование великого дня 11/24 Мая.
Только в 1985 году, когда во всём мире отмечалось празднование 1100 – летия преставления святителя Мефодия (+ 6/19.04.885 г.), архиепископа Моравскаго и Паннонскаго, день 24 Мая был объявлен в календаре СССР «праздником славянской культуры и письменности».
И как следствие 30 Января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял тогда постановление о ежегодном проведении Дней славянской культуры и письменности.
С этого времени Русская Православная Церковь у нас совместно с общественными и государственными организациями России и Белоруссии празднует этот государственно-церковный праздник ежегодно. Праздничный день как бы растянут на праздничную седмицу.
В 2020 году в нашем городе Челябинске празднование началось 19 мая открытием XVIII Славянского научного собора, «Мир славянской письменности и культуры в Православии, социогуманитарном познании». Восемнадцатый Славянский научный Собор. «Урал. Православие. Культура» 19-20 мая 2020 г. Собор у нас проходит на разных университетских площадках. Все видео приветствия, лекции, доклады о славянской письменности и культуре на этом адресе.
Желание участвовать в XVIII Славянском научно-богословском соборе изъявили учёные, богословы, общественные деятели из многих славянских стран.
Итак, в этом году исполнилось уже 1157 лет славянской азбуке, исконной нашей письменности.
Эти дни для нас – залог великой ежедневной победы над злом и бессмыслием, победы над унижением человеческой жизни и защиты её великого смысла. Мы потеряли очень много, но у нас есть великий и могучий родной язык, в котором соединился духовный опыт десятков и сотен поколений, и нельзя не верить, что такой язык был дан народу для исполнения великого и благого дела. Эта вера и высокое чувство сохранения смысла нашей жизни заставляют нас свято хранить и праздновать день 24 Мая как день независимости нас от зла и лжи, как день обеспечения непрерывности духовной памяти, завещанной нашим отцам, от первоучителей нашего мира, братьев Кирилла и Мефодия.
11 / 24 Мая 2020 / 7528 лето Господне.
В.Э. Будейко, доцент кафедры теоретического и прикладного языкознания
Челябинского государственного университета.